До сих пор остается загадкой, как ей удалось стать архитектором, поскольку в эту профессию путь для женщин был закрыт.
Свой первый рассказ я хочу посвятить Плаутилле Бриччи (1616-1705) — одной из первых в мире женщин-архитекторов. Возможно, вы видели капеллу, над оформлением которой она работала. Хотя, вероятнее всего, не обратили на нее пристального внимания — даже несмотря на ее ослепительную барочную красоту. Ведь она находится в римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, которую туристы посещают, чтобы увидеть капеллу Контарелли. Здесь находится главное сокровище церкви — три известных картины Караваджо, посвященных жизни святого Апостола Матфея.
Но вернемся к Плаутилле. К сожалению, не сохранилось ни одного ее портрета или словесного описания, да и вся биография полна загадок. Но кое-что о ней все-таки известно. Плаутилле повезло родиться в семье художника. В те времена только это могло дать женщине возможность заниматься творчеством профессионально.
Первое художественное образование, как это и случалось в подобных случаях, девушка получила от отца, Джованни Бриччи. А позже стала посещать академию искусств, которой руководил друг Джованни и крестный старшей сестры Плаутиллы. Благодаря связям отца, она познакомилась с секретарем кардинала Джулио Маццарино — Эльпидио Бенедетти, который стал самым главным покровителем Плаутиллы.
Сначала девушка занималась живописью. Самая ранняя работа, о которой мы знаем, — «Мадонна и дитя» в церкви Санта-Мария-ин-Монтесанто, известной также как «церковь художников». Дружба с Эльпидио Бенедетти позволила Плаутилле смело шагнуть в художественный мир Рима и бросить вызов предрассудкам в отношении женщин. Она общалась с самыми известными и вдохновляющими людьми той эпохи. Однако до сих пор остается загадкой, как ей удалось стать архитектором, поскольку в эту профессию путь для женщин был закрыт.
По некоторым источникам, между 1656 и 1658 годами, Плаутилла вполне могла присоединиться к интеллектуальному собранию, которое было организовано ученым и меценатом Кассиано даль Поццо для создания Музея-картотеки. В течение сорока лет Кассиано собирал свою коллекцию, заказывая художникам зарисовки и эскизы сохранившихся древнеримских и раннехристианских реликвий. Кроме этих рисунков, ученый также собирал различные естественнонаучные образцы, рисунки и гравюры мастеров XVI столетия.
В описи библиотеки Кассиано даль Поццо перечислено множество книг по архитектуре — от руководств до последних эссе и исследований того времени. Девушка могла изучать все эти книги и практиковаться в качестве молодого архитектора на одном из многочисленных строительных участков Рима.
В 1661 году Джулио Маццарино умер, и Плаутилла попросила у своего покровителя разрешения подготовить чертеж для надгробия кардинала. В Туринской национальной библиотеке хранится фолиант с его изображением — оно демонстрирует мастерство и профессионализм Плаутиллы. Но известность ей принесли две другие работы: роскошная резиденция Эльпидио Бенедетти и капелла святого Людовика, которую я упоминала вначале.
С 1663 по 1668 год Плаутилла занималась амбициозным проектом виллы Бенедетти, которая была почти полностью разрушена в 1849 году во время осады Рима французами. Сохранилась лишь небольшая часть экстерьера здания и несколько рисунков. Более полное представление о масштабе проделанных работ можно получить, посмотрев на гравюру Джузеппе Васи, на которой он запечатлел это выдающееся сооружение.
Единственное дожившее до наших дней доказательство таланта Плаутиллы Бриччи — капелла святого Людовика, самая богато украшенная в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Строительство началось в 1670 году и было завершено к 1680-м. Плаутилла не только разработала проект, но и следила за его исполнением. Плаутилле Бриччи также принадлежит алтарная картина с изображением Святого Людовика.
До сих пор не ясно, как она получила этот проект, и, вероятно, мы уже никогда этого не узнаем — документы, относящиеся к истории часовни, были уничтожены пожаром. Но есть предположение, что ее кандидатуру могла одобрить Анна Австрийская, королева-регентша — она выступала как за женское творчество, так и за участие женщин в общественной жизни.
В последующие годы Плаутилла Бриччи создавала преимущественно живописные полотна и фрески. Последним ее шедевром считается изысканный бело-золотой барельеф, который Плаутилла спроектировала для колледжа в маленькой деревушке Поджо-Миртето. В 1677 году Плаутилла и ее брат Базилио переехали в дом, который Эльпидио Бенедетти передал ей в пожизненное пользование. Но после смерти брата художница ушла жить в монастырь, где и умерла 13 декабря 1705 года.