«ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ НЬЮ-ЙОРКА» ЭЛЛЕН ХАРВИ — ХОРОШИЙ ГОРОД

ХОРОШИЙ ГОРОД

«ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ НЬЮ-ЙОРКА» ЭЛЛЕН ХАРВИ

Сегодняшний рассказ я хотела бы посвятить одному из проектов концептуальной художницы Эллен Харви, родившейся в 1967 году в Великобритании. Она работает с разнообразными медиа (живопись, видео, инсталляция, перфоманс) и создает работы как для музеев, так и для публичных пространств. Конечно, все ее работы небезынтересны, но «Проект по благоустройству Нью-Йорка», благодаря которому художница получила широкую известность, достоин особого внимания.

 

«Проект по благоустройству Нью-Йорка» состоял из сорока овальных пейзажей, написанных маслом. Художница работала над ними с лета 1999-го до ранней весны 2001 года. Эллен Харви рисовала пейзажи поверх существующих граффити в различных местах Нью-Йорка. Размер каждой картины был примерно 12 на 18 см. Все они создавались без разрешения, и Эллен переставала рисовать и соскребала картины всякий раз, когда кто-нибудь возражал.

 

Расскажу вам, как создавались некоторые из этих работ (про остальные можно почитать на сайте художницы или в книге, посвященной этому проекту).

 

№ 1. Бетонная колонна в Хайбридж-парке. Июнь 1999

 

"ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ НЬЮ-ЙОРКА" ЭЛЛЕН ХАРВИ

 

«Группа кураторов и художников «Мэйдэй-продакшнз» дала мне задание для однодневного арт-фестиваля «Паркинг» в парке Хайбридж у Ист-Ривер, организованного Лори Де-Чиара. Парк только что был отремонтирован в рамках проекта реставрации Нью-Йорка, и этот арт-фестиваль должен был убедить общественность в том, что парк снова безопасен. Это было довольно страшное место. Избавляясь от ободранных угнанных машин, волонтеры даже нашли в сумке человеческий торс. Впрочем, волонтеры относились к парку очень романтично. Они все время говорили о его красоте.

 

Это было впервые, когда кто-то попросил меня создать работу на открытом воздухе. Я решила, что лучше что-нибудь нарисовать. Я купила много ужасно дорогой золотой краски и с помощью друзей покрасила в парке все изуродованные фонарные столбы.

 

Поскольку я рано закончила с фонарными столбами, я решила добавить несколько граффити к уже существующим. Я провела два дня, рисуя маленький овальный пейзаж поверх граффити на одной из опор эстакады. Я никогда раньше не рисовала пейзажи, поэтому взяла за основу картину Николя Пуссена «Пейзаж с Диогеном». <…>

 

В парке было довольно оживленно. В первый день в кустах напротив меня невероятно долго мастурбировал мужчина. Позже подошел парень и спросил, что я делаю. Я показала ему, и он сказал: «О, это хорошая работа! Как ты ее получила?» Затем он спросил меня, сколько мне платят, и когда я ответила, что делаю это бесплатно, он сказал: «Ты должна найти работу получше». <…>

 

Позднее я пришла, чтобы сфотографировать свою работу. И на нас с Томом, моим парнем, напал подросток. Он утверждал, что у него пистолет, но мы его не увидели. Несмотря на невидимый пистолет, мы дали ему 15 долларов, чтобы он ушел. Он не забрал мой фотоаппарат, но, сделав снимок, я решила не задерживаться. Не знаю, до сих пор эта картина там или нет, я так туда и не вернулась…»

 

№ 2. Мусорный контейнер, Бруклин. Март 2000

 

"ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ НЬЮ-ЙОРКА" ЭЛЛЕН ХАРВИ

 

«После первой картины я захотела продолжать и решила, что сделаю сто работ. Я собиралась рисовать только там, где уже были граффити. У меня не было разрешения, поэтому я приняла решение стирать картины всякий раз, когда кто-то будет возражать. И поскольку большинство официальных проектов по благоустройству города включали посадку цветов или деревьев или привносили природу в город каким-то другим образом, я решила назвать свои пейзажи «Проектом по благоустройству Нью-Йорка». <…>

 

Я создала эту картину на мусорном контейнере рядом с моей студией. Пока я работала, одна женщина из пекарни подошла и сказала: «Как открытка!» Думаю, это был комплимент, хотя я не уверена. Как ни странно, картина была основана на открытке с американской картиной. Я потеряла ее, поэтому не знаю, чью картину я скопировала. Думаю, это мог быть Альберт Бирштадт…»

 

№ 4. Северо-западный угол Кортленд-аллеи и Уайт-стрит, Сохо, Манхэттен. Ноябрь 2000

 

"ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ НЬЮ-ЙОРКА" ЭЛЛЕН ХАРВИ

 

«…Это был популярный угол улицы. Напротив болталась группа бездомных; не прекращался поток подростков с золотыми зубами. <…>

 

На второй день по переулку очень, очень медленно ехала машина, полная полицейских. Они опустили стекло, и я, обернувшись, улыбнулась так широко, как только могла, и с энтузиазмом помахала им. Они подняли стекло и поехали дальше. <…>

 

На третий день подошел человек, у которого неподалеку сломался грузовик. Он ждал, когда его отбуксируют. Он попросил меня изобразить что-нибудь на его грузовике, но я объяснила, что не беру заказы. Он пригрозил, что если я не сделаю это, то он вернется и снимет мою картину со стены паяльной лампой. <…>

 

Эвакуатор долго не приезжал, и мужчина оставался рядом несколько часов, в течение которых он хватал прохожих и тащил их в переулок, чтобы показать меня и мою картину. Поскольку он был довольно пугающим человеком, большинство прохожих были изрядно встревожены и пытались убежать. Но когда понимали, что стали всего лишь жертвами насильственной оценки искусства, вздыхали с облегчением…»

 

№ 6. Юго-восточный угол 14-й Западной улицы и Десятой авеню, Челси, Манхэттен. Ноябрь 2000

 

"ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ НЬЮ-ЙОРКА" ЭЛЛЕН ХАРВИ

 

«Эта картина была на стене мясокомбината. Там уже было много граффити. Сначала работники мясокомбината сказали мне убираться, но потом решили, что им нравится этот проект, и позволили остаться. <…>

 

На середине второго дня меня вдруг швырнуло о стену. Кто-то схватил меня за руки и начал бить головой о бетон. Я подумала, что на меня напали. <…> Я обернулась и увидела, что это полиция. На мгновение воцарилось молчание, но тут один из полицейских сказал: «Мы думали, ты бездомная». Я сказала единственное, что пришло мне в голову: «Это не так». Некоторое время они смотрели на меня, а потом один из них спросил: «У тебя есть разрешение рисовать это?» Я была так взволнована, что сказала: «Ну, не совсем, но, кажется, работники мясокомбината не против.» Поэтому один из полицейских отправился на завод, чтобы узнать, есть ли у меня разрешение, а другой остался, чтобы не позволить мне сбежать. <…>

 

Наконец, его напарник вернулся и сказал, что я никак не могла получить разрешение, так как владелец здания, по-видимому, мертв. Он немного покричали и пригрозили арестом в случае, если когда-нибудь увидят снова. После этого они меня отпустили. Иногда очень хорошо быть белой женщиной 30-ти лет.

 

Я не осмелилась вернуться, поэтому эта картина так и не была закончена…»

 

№ 14. Дверь в заброшенную пожарную часть на 132-й улице между Ленокс-авеню и Пятой авеню, Гарлем, Манхэттен. Декабрь 2000

 

"ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ НЬЮ-ЙОРКА" ЭЛЛЕН ХАРВИ

 

«Одна пожилая дама остановилась и сказала: «Приятно видеть, как молодая девушка использует свой талант во благо.» Другой человек спросил меня, собираюсь ли я украсить все здание. Он был разочарован, когда я сказала, что нет. Многие люди были расстроены оттого, что здание заброшено, и с грустью узнали, что мое присутствие не было началом большой реконструкции…»

 

В рамках «Проекта по благоустройству Нью-Йорка» Эллен Харви сделала сорок картин и решила остановиться. О проекте писали все больше и больше, и она боялась, что попадет в поле зрения властей. Так что она так и не достигла своей цели — написать сто картин. Но, несмотря на это, проект принес художнице известность.

 

"ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ НЬЮ-ЙОРКА" ЭЛЛЕН ХАРВИ

ХОРОШИЙ ГОРОД