ИЗ ПАРИЖА С ЛЮБОВЬЮ: МОЗАИЧНЫЕ ПАННО В ДУБНЕ — ХОРОШИЙ ГОРОД

ХОРОШИЙ ГОРОД

ИЗ ПАРИЖА С ЛЮБОВЬЮ: МОЗАИЧНЫЕ ПАННО В ДУБНЕ

Можно ли встретить работы художниц на улицах российских городов? Можно! Один из примеров — мозаичные панно на аллее Высоцкого в подмосковной Дубне. Яркие мозаики — одна из достопримечательностей наукограда. Внизу панно есть подсказка об их создательнице — подпись «НХЛЕЖЕ». Это Надежда Ходасевич-Леже, Надя Леже (1904-1982), французская и советская художница из Беларуси.

 

 

Жизнь этой представительницы авангарда начала ХХ века похожа на приключенческий роман. Родилась будущая художница в бедной крестьянской семье, в маленькой деревне. Надя Леже (в девичестве Ходасевич) рисовала с самого детства. Однажды ей попался журнал со статьей о французской живописи. В тот же момент зародилась мечта — быть художницей в Париже.

 

В 1919 году Надя Ходасевич переехала в Смоленск: в этом городе открылись Государственные свободные мастерские. Но мечта о Париже не отпускала, поэтому в Смоленске она надолго не задержалась.

 

Промежуточным пунктом между Смоленском и Парижем стала Варшава. Здесь Надя поступила без экзаменов в Варшавскую Академию художеств, жилье нашла при монастыре, а чтобы прокормить себя, начала подрабатывать модисткой — шить шляпки. В Варшаве художница вышла замуж за своего однокурсника Станислава Грабовского. Вместе с мужем она и уехала в Париж.

 

 

В Париже у них родилась дочь, но это не спасло их брак: Станислав начал завидовать таланту Нади. Но ни крах брака, ни рождение дочери не затормозили ее творчество, напротив — она ярко проявляла свой талант в графике, живописи и мозаике. Вскоре она стала помощницей Фернана Леже, который возглавлял Академию современного искусства (там художница проходила стажировку). Карьера Нади шла в гору: она начала преподавать в студии и издавать журнал об искусстве. Но вот началась Вторая мировая война.

 

Леже предложил художнице уехать вместе с ним в Америку, но она отказалась. Надежда осталась в оккупации, вступила в ряды французского Сопротивления, стала помогать партизанам и советским военнопленным. Война закончилась, Леже вернулся — и, несмотря на значительную разницу в возрасте, предложил Наде выйти за него замуж.

 

В 1972 году Надя Леже решила подарить Советскому Союзу свои мозаики. Чиновники не были готовы к такому подарку — вагоны с мозаиками долгое время стояли на запасных путях… В конце концов, их стали распределять по советским музеям, а в Дубне решили устроить выставку, на которую отправили часть работ. После окончания выставки мозаики так и остались стоять на своих местах.

 

 

Со временем под действием сурового российского климата мозаики стали разрушаться. В 1996 году их отреставрировали и выставили на всеобщее обозрение там же, где они стояли раньше — у дворца культуры «Мир». К сожалению, не все панно выдержали испытания временем. Но те, что сохранились, продолжают радовать взгляд прохожих.

 

А в 2020 году даже появилась идея продолжить знаменитую серию мозаичных портретов Надежды Леже. Идея принадлежит местному мастеру мозаики Михаилу Полякову. Хочется верить, что насыщенная история мозаик Нади Леже еще не закончена, и они будут продолжать вдохновлять жителей Дубны.