«НОВАЯ МОСКВА», ЮРИЙ ПИМЕНОВ — ХОРОШИЙ ГОРОД

ХОРОШИЙ ГОРОД

«НОВАЯ МОСКВА», ЮРИЙ ПИМЕНОВ

Художник Юрий Пименов решил поучаствовать в выставке “Индустрия социализма”, призванной продемонстрировать триумф социалистического строя. 1937-й: какой год, такая и выставка. Художникам выдали список тем, Пименов выбрал тему “Новые города, новые люди”. Участники представили свои эскизы, комиссия их утвердила, художники получили аванс и начали работать, а чиновники по ходу дела указывали на недостатки и предписывали, что нужно исправить. Выставка открылась в марте 1937 года. К тому времени половину комитета по ее организации репрессировали, да и самого художника упрекали в подражании импрессионистам (а могли бы и расстрелять).

 

Картина находится в коллекции Третьяковской галереи. Техника исполнения масляная живопись по холсту. Ракурс полотна подражает кадру из кинофильма. Молодая женщина, управляющая автомобилем, для середины 1930-х годов — символ новой жизни. Натурщицей стала жена художника, на своих картинах Пименов почти всегда изображал ее. Когда Наталья Константиновна позировала мужу для этой работы, она ждала ребенка. 

 

Одним из главных образов новой Москвы в ходе реконструкции 1930-х годов стала улица Охотный Ряд. Именно по направлению к ней с площади Свердлова, ныне Театральной, направляется легковой автомобиль. Здание слева — бывшая гостиница “Континенталь”, она была снесена в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Угол дома справа — наземный вестибюль станции метро “Охотный Ряд”.

 

Что хотел сказать художник? Исследовавший картину философ Сергей Иванников попытался определить социальную принадлежность героини картины. Личный автомобиль в 1930-е годы — привилегия верхушки партийной и советской номенклатуры. Однако номенклатурный мир в 1930-х годах мужской, поэтому он предполагал, что женщина — супруга высокопоставленного чиновника. Получается, средствами живописи Пименов зафиксировал факт неравенства в распределении благ: советское общество расколото на тех, кто ходит пешком и ездит в общественном транспорте, и тех, кто имеет возможность пользоваться личным автомобилем. Иванников отмечает, что героиня “Новой Москвы” вряд ли доживет до конца года в своей московской квартире в разгар сталинских репрессий.

 

Главная хранительница Третьяковской галереи Татьяна Городкова считает, что изображение женщины со спины дает основание считать ее “Незнакомкой” советского периода. Она предполагала, что подразумевается некая реальная советская женщина, одной из первых водившая автомобиль по Москве, и среди возможных вариантов называла Лилю Брик, которая первой из советских женщин получила водительские права в 1929 году, киноактрису Любовь Орлову или одну из балерин Большого театра. Героиня сидит за рулем открытой машины типа “Фаэтон”. Это автомобиль ГАЗ-А, производившийся по лицензии американской компании Ford с января 1932-го по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе.