«ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ НЬЮ-ЙОРКА» ЭЛЛЕН ХАРВИ — ХОРОШИЙ ГОРОД

ХОРОШИЙ ГОРОД

«ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ НЬЮ-ЙОРКА» ЭЛЛЕН ХАРВИ

Сегодняшний рассказ я хотела бы посвятить одному из проектов концептуальной художницы Эллен Харви, родившейся в 1967 году в Великобритании. Она работает с разнообразными медиа (живопись, видео, инсталляция, перфоманс) и создает работы как для музеев, так и для публичных пространств. Конечно, все ее работы небезынтересны, но «Проект по благоустройству Нью-Йорка», благодаря которому художница получила широкую известность, достоин особого внимания.

 

«Проект по благоустройству Нью-Йорка» состоял из сорока овальных пейзажей, написанных маслом. Художница работала над ними с лета 1999-го до ранней весны 2001 года. Эллен Харви рисовала пейзажи поверх существующих граффити в различных местах Нью-Йорка. Размер каждой картины был примерно 12 на 18 см. Все они создавались без разрешения, и Эллен переставала рисовать и соскребала картины всякий раз, когда кто-нибудь возражал.

 

Расскажу вам, как создавались некоторые из этих работ (про остальные можно почитать на сайте художницы или в книге, посвященной этому проекту).

 

№ 1. Бетонная колонна в Хайбридж-парке. Июнь 1999

 

 

«Группа кураторов и художников «Мэйдэй-продакшнз» дала мне задание для однодневного арт-фестиваля «Паркинг» в парке Хайбридж у Ист-Ривер, организованного Лори Де-Чиара. Парк только что был отремонтирован в рамках проекта реставрации Нью-Йорка, и этот арт-фестиваль должен был убедить общественность в том, что парк снова безопасен. Это было довольно страшное место. Избавляясь от ободранных угнанных машин, волонтеры даже нашли в сумке человеческий торс. Впрочем, волонтеры относились к парку очень романтично. Они все время говорили о его красоте.

 

Это было впервые, когда кто-то попросил меня создать работу на открытом воздухе. Я решила, что лучше что-нибудь нарисовать. Я купила много ужасно дорогой золотой краски и с помощью друзей покрасила в парке все изуродованные фонарные столбы.

 

Поскольку я рано закончила с фонарными столбами, я решила добавить несколько граффити к уже существующим. Я провела два дня, рисуя маленький овальный пейзаж поверх граффити на одной из опор эстакады. Я никогда раньше не рисовала пейзажи, поэтому взяла за основу картину Николя Пуссена «Пейзаж с Диогеном». <…>

 

В парке было довольно оживленно. В первый день в кустах напротив меня невероятно долго мастурбировал мужчина. Позже подошел парень и спросил, что я делаю. Я показала ему, и он сказал: «О, это хорошая работа! Как ты ее получила?» Затем он спросил меня, сколько мне платят, и когда я ответила, что делаю это бесплатно, он сказал: «Ты должна найти работу получше». <…>

 

Позднее я пришла, чтобы сфотографировать свою работу. И на нас с Томом, моим парнем, напал подросток. Он утверждал, что у него пистолет, но мы его не увидели. Несмотря на невидимый пистолет, мы дали ему 15 долларов, чтобы он ушел. Он не забрал мой фотоаппарат, но, сделав снимок, я решила не задерживаться. Не знаю, до сих пор эта картина там или нет, я так туда и не вернулась…»

 

№ 2. Мусорный контейнер, Бруклин. Март 2000

 

 

«После первой картины я захотела продолжать и решила, что сделаю сто работ. Я собиралась рисовать только там, где уже были граффити. У меня не было разрешения, поэтому я приняла решение стирать картины всякий раз, когда кто-то будет возражать. И поскольку большинство официальных проектов по благоустройству города включали посадку цветов или деревьев или привносили природу в город каким-то другим образом, я решила назвать свои пейзажи «Проектом по благоустройству Нью-Йорка». <…>

 

Я создала эту картину на мусорном контейнере рядом с моей студией. Пока я работала, одна женщина из пекарни подошла и сказала: «Как открытка!» Думаю, это был комплимент, хотя я не уверена. Как ни странно, картина была основана на открытке с американской картиной. Я потеряла ее, поэтому не знаю, чью картину я скопировала. Думаю, это мог быть Альберт Бирштадт…»

 

№ 4. Северо-западный угол Кортленд-аллеи и Уайт-стрит, Сохо, Манхэттен. Ноябрь 2000

 

 

«…Это был популярный угол улицы. Напротив болталась группа бездомных; не прекращался поток подростков с золотыми зубами. <…>

 

На второй день по переулку очень, очень медленно ехала машина, полная полицейских. Они опустили стекло, и я, обернувшись, улыбнулась так широко, как только могла, и с энтузиазмом помахала им. Они подняли стекло и поехали дальше. <…>

 

На третий день подошел человек, у которого неподалеку сломался грузовик. Он ждал, когда его отбуксируют. Он попросил меня изобразить что-нибудь на его грузовике, но я объяснила, что не беру заказы. Он пригрозил, что если я не сделаю это, то он вернется и снимет мою картину со стены паяльной лампой. <…>

 

Эвакуатор долго не приезжал, и мужчина оставался рядом несколько часов, в течение которых он хватал прохожих и тащил их в переулок, чтобы показать меня и мою картину. Поскольку он был довольно пугающим человеком, большинство прохожих были изрядно встревожены и пытались убежать. Но когда понимали, что стали всего лишь жертвами насильственной оценки искусства, вздыхали с облегчением…»

 

№ 6. Юго-восточный угол 14-й Западной улицы и Десятой авеню, Челси, Манхэттен. Ноябрь 2000

 

 

«Эта картина была на стене мясокомбината. Там уже было много граффити. Сначала работники мясокомбината сказали мне убираться, но потом решили, что им нравится этот проект, и позволили остаться. <…>

 

На середине второго дня меня вдруг швырнуло о стену. Кто-то схватил меня за руки и начал бить головой о бетон. Я подумала, что на меня напали. <…> Я обернулась и увидела, что это полиция. На мгновение воцарилось молчание, но тут один из полицейских сказал: «Мы думали, ты бездомная». Я сказала единственное, что пришло мне в голову: «Это не так». Некоторое время они смотрели на меня, а потом один из них спросил: «У тебя есть разрешение рисовать это?» Я была так взволнована, что сказала: «Ну, не совсем, но, кажется, работники мясокомбината не против.» Поэтому один из полицейских отправился на завод, чтобы узнать, есть ли у меня разрешение, а другой остался, чтобы не позволить мне сбежать. <…>

 

Наконец, его напарник вернулся и сказал, что я никак не могла получить разрешение, так как владелец здания, по-видимому, мертв. Он немного покричали и пригрозили арестом в случае, если когда-нибудь увидят снова. После этого они меня отпустили. Иногда очень хорошо быть белой женщиной 30-ти лет.

 

Я не осмелилась вернуться, поэтому эта картина так и не была закончена…»

 

№ 14. Дверь в заброшенную пожарную часть на 132-й улице между Ленокс-авеню и Пятой авеню, Гарлем, Манхэттен. Декабрь 2000

 

 

«Одна пожилая дама остановилась и сказала: «Приятно видеть, как молодая девушка использует свой талант во благо.» Другой человек спросил меня, собираюсь ли я украсить все здание. Он был разочарован, когда я сказала, что нет. Многие люди были расстроены оттого, что здание заброшено, и с грустью узнали, что мое присутствие не было началом большой реконструкции…»

 

В рамках «Проекта по благоустройству Нью-Йорка» Эллен Харви сделала сорок картин и решила остановиться. О проекте писали все больше и больше, и она боялась, что попадет в поле зрения властей. Так что она так и не достигла своей цели — написать сто картин. Но, несмотря на это, проект принес художнице известность.