«ПРИЮТ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В БУЛОНСКОМ ЛЕСУ», ЖАН БЕРО — ХОРОШИЙ ГОРОД

ХОРОШИЙ ГОРОД

«ПРИЮТ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В БУЛОНСКОМ ЛЕСУ», ЖАН БЕРО

«Машина бесплодия», «отталкивающая женщин от исполнения супружеского долга», способная вызвать у женщины «язвы, кровотечение, болезни и воспаление», — вот что писали о велосипеде медики конца 19 — начала 20 века.

 

Однако, сев на велосипед, женщины не собирались от него отказываться. Появление этого вида транспорта изменило их жизнь — они получили свободу передвижения и повод сделать консервативную громоздкую одежду более легкой и спортивной. Велосипед был символом эмансипации и равенства. К концу 19 века велосипеды стали более удобными и доступными, и у них появлялось всё больше поклонниц.

 

Не сумев запугать женщин медицинскими последствиями езды на велосипеде, мужчины стали давить на любимую педаль — упрекать своих современниц в неженственности. «Брюки придают женщине кавалерийский вид, … он лишает ее части грации». «Велосипед создал третий пол. Идущее мимо вас существо в воздушных панталонах, с голыми икрами, тонкой талией и в соломенной шляпе — явно не мужчина… Но женщина ли это?»

 

Вероятно, именно комичный, с точки зрения парижанина того времени, облик велосипедисток в 1890-х годах вдохновил Жана Беро на создание этой картины. В центре женщина садится на велосипед, справа механик меняет колесо. Слева две велосипедистки отдыхают за столиком. С ними заговорил мужчина — возможно, хочет познакомиться (ведь если женщина надела штаны и села на велосипед, она точно ищет приключений?…)

 

Кстати, французский живописец Жан Беро (Jean Béraud) родился в Санкт-Петербурге! Предположительно его отец, скульптор, принимал участие в строительстве и оформлении Исаакиевского собора. Когда Беро-старший умер, его вдова с детьми вернулась во Францию.

 

▶ Где находится и во что одета «Неизвестная» с картины Крамского?